Молодому архитектору, лекция. Фрэнк Ллойд Райт.
Фрэнк Ллойд Райт, родившийся 8 июня 1867 г., является не только одним из величайших мировых архитекторов, оставившим богатое наследие. Он был писателем, коллекционером произведений искусства, философом, а также провидцем в своей профессии, все это определило его подход к своему ремеслу. Его убеждения, авангардные для своего времени, по-прежнему практикуется и почитаемы сегодня.
Он говорил, что архитектор должен быть пророком... пророком в истинном смысле этого слова... если он не может видеть по крайней мере на десять лет вперед, не называйте его архитектором.
Сам Фрэнк Ллойд Райт был явно человеком, опережающим свое время. Архитектурные проекты зданий, их конструктивные и пространственные решения были впереди своего времени, и люди с трудом понимали его видение, а современное строительство использует его идеалы.
«Молодому архитектору» — лекция, прочитанная Фрэнком Ллойдом Райтом в Чикаго в 1931 году. Несмотря на давность, многие ее тезисы актуальны и важны до сих пор. В конце лекции он дает двенадцать советов молодому архитектору:
1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своем роде и в свое время.
2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите ее ради нее; готовьтесь быть верными ей, как матери, другу, самому себе.
3. Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.
4. Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.
5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.
6. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным — но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.
7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.
8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.
9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.
10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.
11. Затем уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.
12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный в расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.
В той же лекции Райт говорит следующее:
Не стоит все в жизни ставить на коммерческую ногу и именно потому, что вам довелось жить в век машины. Архитектура сегодня шествует по улицам продажная, так как "получить работу" стало первым принципом архитектуры. В архитектуре работа должна искать человека, а не человек работу.
Архитектура никогда не была старой и не будет когда-либо новой. От главного течения архитектурного потока ответвляются ручейки, бегут по грязным руслам, но затем снова собираются и очищаются большой водой, как будто эти ручейки и ручеечки никогда и не существовали. Все искусство в наше время протекает подобным же образом, и мы являемся свидетелями только обильного расточительства природы, когда она разбрасывает миллион семян, чтобы дать одно растение. Результат природы в жизни разума является следствием не меньшего расточительства, и она разбрасывает миллион фантазий, чтобы дать одну идею; миллионы пустословий за одну мысль; миллион зданий за одно, даже маленькое, произведение подлинной архитектуры.