Открытый конкурс «Концепция жилой застройки на набережной Ижевского пруда»
Авторский коллектив:
Руководитель коллектива: Алиев А. А. (заслуженный архитектор РФ), архитекторы: Крохмаль Д. Е., Остапюк П. А., Игнатосян С. С.
Градостроительная концепция многофункционального жилого комплекса «СЕМЬ БОГАТЫРЕЙ» на набережной Ижевского пруда.
Наша концептуальная архитектура отражает убеждение в том, что основная цель зодчества осмыслить сущностные черты данного места, предугадать, чем оно может стать. Проект должен обладать экологической вменяемостью в его соответствии природе, месту и времени.
Мы стремились к климатологической, отзывчивой архитектуре, которая принадлежит данному месту и имеет целью его совершенствование.
Подобно пауку, мы связываем разнонаправленные традиции, пытаясь плести свою собственную паутину – плоть от плоти местных реалий.
Кроме того, нам хотелось предугадать далекое видимое будущее. Предложить рецепт развития набережной на 2050 год.
В нашем проекте «климатическая отзывчивость» это желание предоставить каждому обладателю квартиры в монолитных домах видеть дух местности, водную гладь Ижевского пруда, ибо вода источник жизни и дух набережной. Такое размещение монолитных жилых домов переменной 13-15-17 этажности, позволяет ионизированному воздуха пруда, обогащенной ионами кислорода воды, свободно протекать в жилую застройку.
Не знаем, удалось нам или нет. Вам судить, наше видение и наше желание в этом архитектурном проекте.
В градостроительной концепции застройки, монолитным жилым домам, отведено доминирующее место, им дано право организовать застройку, они хранители - воины духа Ижевского пруда. Отсюда и легенда - «СЕМЬ БОГАТЫРЕЙ», дома расположенные за территорией дворца пионеров, или «Дворца юных».
Синергетика (гр. synergetikos) проекта - совместный, согласованно действующий – научно-филосовский принцип, рассматривающий природу и мир как самоорганизующуюся комплексную систему.
Вот итог, нашей градостроительной концептуальной программы многофункционального жилого комплекса.
«СЕМЬ БОГАТЫРЕЙ» - размещенные по четверти круга семь жилых домов, создают театрализованную архитектурную игру панорам. Обогащают панораму амфитеатра Ижевского пруда и сознательно или нет, врезаются в помять каждому ижевчанину. Такая панорама, с точки зрения офтальмолога, ласкает глазные нервы и успокаивает всю нервную систему человека. Мы сознательно упоминаем «Человека» в своем проекте. Архитектура должна служить человеку и только ему, разным слоям населения, проживающим на ижевской земле, на территории Удмуртской республики.
Новый вкус застройки набережной.
Трое молодых людей и один мудрец заставили Вас, впервые прочувствовать вкус архитектуры застройки. Архитектура не бывает сладкой или горькой, она глубоко мудрая и имеет свою философию, построенную на образном восприятии того или иного здания. Образный язык восприятия архитектурных форм и есть ее философия. Если говорить о философии архитектурных форм, стилей и тому подобное, то можно много бумаги замарать, а этого делать мудрецу не хочется.
Сегодня, в архитектурных выставках, салонах и журналах, ведущим бала является ее величество «Высокие технологии». Глобализация не только подмяла под себя мир финансов, но также повлияла на градостроительство и архитектуру каждого государства, заставляя считаться с высокими технологиями. Она проникает повсюду, и разумеется инвестор, как потенциальный заказчик хочет видеть высоко-технологическое здание и высоко-технологический архитектурный проект. Его наши мудреные высказывания о градостроительной концепции, о духе местности, о эколизации не волнуют, хотя он понимает - без этого не обойтись и соглашается с архитектурным бомондом.
Теперь дорогие мои друзья, давайте по косточкам произведем анализ принятых нами конструктивных решений, форму образования и размещение на генеральном плане зданий и сооружений. Первым делом, жилых домов.
КАРКАСНО-монолитный 12-ти этажный жилой дом (поз. на генплане 15,16,17,18 и 19) всего 5 позиций.
Эти дома, благодаря железо-бетонному каркасу имеют свободную планировку по отношению к набору квартир на этажах и количеству квартир. Семь на этаже. Для каркасно-монолитных домов имеется набор типовых опалубочных элементов по элементам каркаса. Пространственную жесткость каркасные здания не зависимо от этажности, приобретают за счет диафрагмы жесткости, как в металлическом каркасе. Плиты перекрытия и покрытия толщиной 200 мм., ригели каркаса за счет армирования вмонтированы в толщину плит. Наружные несущие стены отсутствуют. Ограждающий строительный материал является стеной с последующим утеплением. Толщина утеплителя зависит в каком климатическом поясе возводится то или иное здание.
В нашем каркасном жилом 12-ти этажном доме со встроенным гаражом на отметке минус 4,550 м., ограждающим материалом является пустотелый керамзитобетонный блок шириной 190 мм. Материал утеплителя – минеральные плиты «ТЕХНОНИКОЛЬ». Утеплитель защищен вентилируемым фасадом из керамо-гранитных плит 600х600х6мм. (результаты расчета по энергосбережению прилагается на каждый дом по климату в г. Ижевск). Каркасная конструкция позволяет балконные плиты проектировать консольными, без дополнительных ригелей. Консольные плиты можно проектировать с вылетом, от оси каркаса в пределах 1200-1600мм. Дом запроектирован с совмещенной кровлей без чердака. Толщина утеплителя кровли 200мм., конструкция кровли инверсионная.
В доме предусмотрено два лифта: пассажирский на 400 кг. и пассажирско-грузовой на 630 кг. с металлическими дверьми, для использования пожарными подразделениями.
Если шаг каркаса 6х6 м. и 3х6 м., то центральный шаг 6х7,2 м. Применение шага 6х7,2 м. дает возможность, размещать лестнично-лифтовый холл в этом шаге, не нарушая действующие нормы проектирования. Лестничная клетка незадымляемая, с доступом с открытого пространства. Предусмотрена шахта дымоудаления с транзитным выходом на кровлю вентиляционного помещения для подпора воздуха к шахтам лифтов. Имеется машинное помещение лифтов. Все это можно увидеть на поэтажных планах дома.
Каркасные 12-ти этажные жилые дома со встроенным гаражом на 28 автомобилей, позиции 15,16, 17,18 и 19 расположены вдоль ул. М. Горького.
Такая постановка домов изолирует визуальную панораму от старой застройки. Красная линия по ул. М. Горького соответствует выданному опорному плану. Отступ жилых домов от красной линии составляет 6 м. От красной линии в сторону ул. М. Горького проложен местный проезд шириной 6 м. Жилые дома размещены группами по два и по три. Такая группировка, продиктована целью сохранения бетонной канализации (2 по Ø1000 мм.). С обоих сторон ул. Широкая для каждой группы каркасных домов предусмотрена открытая стоянка на 20 автомобилей, не считая возможное размещение автомобилей вдоль местного проезда. Въезд во встроенные гаражи с западной страны. Вокруг дома имеется круговой проезд шириной 6 м. для пожарных машин.
МОНОЛИТНО-каркасный жилой дом переменной 13-15-17 этажности со встроенным гаражом на 20 автомобилей и эксплуатируемой инверсионной кровлей. Этот дом также можно запроектировать в каркасном варианте со свободной планировкой.
Позиции по генплану 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 и 14 - 14 жилых домов.
В отличие от каркасного дома, в монолитных домах наружные стены несущие. Они принимают нагрузки от плит перекрытия и жестко армированы, с поперечными несущими стенами. Таким образом, создается пространственная жесткость монолитного дома, этажность не имеет значения. Толщина наружных стен 300 мм., поперечных стен 160–200 мм. Все это определяется расчетом. Толщина утеплителя наружных стен 120 мм. с последующим монтажем вентилируемого фасада. Применяются навесные вентилируемые фасады U-kon системы АТС-234А.
Обтекаемая форма жилого дома позволяет мягко копировать рельеф местности, что очень важно для предоставленного рельефа. Дом имеет широкий фронт со стороны входа, а к падению рельефа постепенно переходит на полукруглую форму. Такая форма дома продиктована, сложностью рельефа, визуальным восприятием панорам, свободным проникновением духа пруда, ионизированного воздуха воды и возможностью видеть гладь воды пруда почти с каждой квартиры.
Это основные составляющие, которые послужили для создания сложной архитектуры жилого дома переменной 13-15-17 этажности. Падение этажей в сторону пруда дало возможность эксплуатировать инверсионную кровлю и предусмотреть на данных перепадах этажей пентхаусы - эксплуатируемую инверсионную кровлю над 13-ым этажом, будет эксплуатировать пентхаус на 14-ом этаже, а эксплуатируемую инверсионную кровлю над 15-ым этажом будет эксплуатировать пентхаус на 16-ом этаже. Для квартиры на 17 этаже можно запроектировать квартирный лифт с подъемом на кровлю своей же квартиры и там организовать эксплуатируемую кровлю. Разумеется это надо делать для конкретного заказчика-покупателя.
Встроенный гараж на 20 автомобилей расположен на отметке минус 4,550 м. Въезд в гараж с боковых сторон. Над гаражом размещен технический этаж высотой 1,800 м. Предусмотрено два лифта, пассажирский на 400 кг. и пассажирско-грузовой на 630 кг. с металлическими дверями, для использования пожарными подразделениями. Имеется машинное помещение лифтов, а над ним вентиляционная камера подпора воздуха к шахтам лифтов. Лестничная клетка не задымляемая, с доступом с открытого пространства. Предусмотрена шахта дымоудаления с транзитным выходом на кровлю вентиляционного помещения.
Позиции 2,3,4,5,6 и 7 расположены вдоль по ул. Милиционной. Они организуют 2-х этажный ряд зданий социально-культурного и торгового значения жилого комплекса.
Эти позиции в тандеме с 2-х этажными зданиями социально-культурного и торгового значения формируют архитектуру ул. Милиционной. Вторые этажи 2-х этажных зданий, запроектированы на колоннах. Первые этажи отодвинуты от оси колон на 3м. Такое решение создает увеличение ширины тротуара и формирует новый пешеходный прогулочный коридор под навесом второго этажа. Каждое двухэтажное здание имеет номер позиции с индексом «а», привязанный к номеру позиции жилого дома по генплану. Например, жилому дому позиции 2 привязывается двухэтажное здание позиции 2а. Такая привязка говорить о том, что с жилым домом позиции два надо строить и вводить в эксплуатацию позицию 2а.
Весь набор перечисленных помещений социально-культурного и торгового значения в задании на проектирование, размещается в двухэтажном ряде зданий по ул. Милиционной.
Вдоль ул. Милиционной для перечисленных помещений, размещенных в двухэтажных зданиях, предусмотрена автостоянка. Количество автомобилей на автостоянке вдоль ул. Милиционной до перекрестка ул. Широкая -31. На северной стороне перекрестка ул. Широкая, количество автомобилей на автостоянке -17. В позициях 25 и 26 размещены гаражи на 60 автомобилей. Итого количество автомобилей на открытых стоянках и в паркингах составить 168 мест.
Позиция 1, вошла в группу 12-ти этажных домов по два и размещена по ул. М. Горького.
Детский сад на 100 мест -позиция 20, он размещен в зеленной зоне у монумента «Навеки с Россией». В районе монумента «Ижевск орденоносный» размешены административное и офисное здание со встроенным гаражом на 60 автомобилей. Для обеспечения требуемого количество парковочных мест предлагается разместить многоэтажные гаражи (позиции 21 и 33).
Позиция 21 -3-х этажный гараж на 168 автомобилей с размещением на кровле открытой автостоянки на 20 автомобилей и пристроенными офисами. Позиция 33 -трехэтажный гараж на 285 автомобилей с размещением на кровле открытой автостоянки на 78 автомобилей и с пристроенными офисами.
На генеральном плане, в центре нагрузок размещены ТП, РП и КНС дождевых и бытовых стоков. Предусмотрены игровые и силовые городки для детей, благоустройство территории жилого комплекса.
Видовая экспозиция застройки с птичьего полета натолкнула на решение проблемы «пятого фасада». Поскольку кровля 2-х этажного ряда зданий вдоль ул. Милиционной хорошо просматриваются с верхних этажей жилых домов проектом предлагается декорировать кровлю. Конструкция инверсионной кровли позволяет производить декорирование с применением- керамического гранита или цветной тротуарной плиткой. Мы также рассматриваем кровлю «Дворца юных» его пятым фасадом и предлагаем ее также декорировать.
Позиции 8,9,10,11,12,13 и 14 вошли в легенду «Семь богатырей» и возглавляют панораму северной части амфитеатра жилой застройки Ижевского пруда. Такая театрализованная сценография постановки семи жилых домов переменной 13-15-17 этажности является кульминацией градостроительной концепции многофункционального жилого комплекса Ижевского пруда.
Урбанизированное представление нашего предложения или рецепт развития Ижевского пруда на 2050 год и затрагивающие градостроительные вопросы генерального плана города Ижевск.
Детально изучив предоставленный Вами генеральный план города Ижевска мы пришли к выводу, что основные транспортные магистрали города проложены по направлению восток-запад. Очевидно это существующие магистрали городского значения ул.Кирова и ул. Советская. Связь между ними осуществляется по ул. М. Горького и ул. К. Маркса, а по улицам Кирова и К. Маркса проложена трамвайная линия. Хотелось бы заметить, что транспорт делает большой круг вокруг Ижевского пруда. На данный момент это вынужденный пробег. Основные территории жилых образований расположены на северных территориях г. Ижевска, а места приложения труда на южных территориях. Основные градообразующие предприятия промышленного комплекса Шуваловские заводы, расположены на южной части Ижевского пруда по ул. Дерябина, на прямую не связанной с основной магистралью города ул. Кирова. Транспортная связь с ул. Кирова осуществляется по улицам М.Горького и К.Маркса. Этот не понятный длинный пробег транспорта и большая потеря времени людей на доезд к местам приложения труда, натолкнула нас на мысль продумать и предоставить наше видение.
Со временем все меняется, на необъятном пространстве бывшего СССР появились новые государства. Это итог мировой глобализации и передел карты мира.
Говоря о развитии города Ижевска к 2050 году, хотелось бы видеть генеральный план города с перекинутым вантовым мостом через Ижевский пруд, проложенный по створу ул. Песочная и с выходом на ул. Дерябина. Мост даст новый импульс развитию транспортных потоков города и решит многие возникающие транспортные вопросы, свяжет северные жилые районы с основным градообразующим промышленным предприятием города.
Очевидно, что население города за 38 лет увеличится и сегодняшняя территория набережной будет мала, надо будет думать о ее расширении и резком улучшении экологической составляющей. Если речь идет о экологии, то надо уже сегодня думать куда переносить промышленные территории расположенные на ценнейших землях Ижевского пруда.
Перенос промышленных предприятий это больной вопрос всех городов в мире. Во первых - это технологический взрыв 21-ого века. Передовое инновационное развитие производства и вездесущие «Высокие технологии». Вчера, занимающие большую территорию промышленные предприятия, с внедрением высоких технологий не нуждаются в огромных территориях, которые остались в наследство от прошлого государства.
Наше предложение заключается в том, что очень мала ширина набережной. Предлагается набережную расширить на 200м. при помощи намыва или засыпки грунта со строящимся зданиями и сооружениями. Намытую набережную превратить в основную зону отдыха. Для этого необходимо организовывать всевозможные народные гуляния, построить небольшие сцены, эстрады, аттракционы, малые кафе на открытом воздухе, насытить набережную малыми киосками по реализации сока, воды и мороженое, организовать мангалы для приготовления шашлыка и т.п. Организовать стрелковые тиры, переносные аттракционы для детей и для взрослых, настольные игры шахматы, шашки, нарды и настольный теннис.
На намытой территории возможно построить бизнес центр, состоящий из трех зданий, которые организуют своеобразную композицию, построить концертный дворец «ЕВРОВИДЕНИЕ 2012».
Парковочные места для перечисленных зданий и сооружений разместить в теле намываемой набережной Для всего этого надо разработать более детальную разработку хотя бы в объеме эскизного проекта.
Необходимо будет организовать нормальный пешеходный доступ для всех слоев населения, не зависимо от возраста, состояния здоровья, также не забыть о маломобильном населении и о инвалидах.
Просматривая предоставленные Вами фотографии, возникли две идеи;
первая -построить мини канатную дорогу от ул. М.Горького до новой площади бизнес центра;
вторая -построить в виде туннеля установку наклонного эскалатора на восточной стороне ул. М.Горького с выходом прямо на аллею набережной.
Вторая идея более предпочтительна, поскольку она предоставляет доступ к набережной всем слоям населения. Эта идея более актуальна, даже для сегодняшнего дня. Режим работы туннеля установить как режим работы метро. За осуществление этой идеи могут взяться ваши бизнесмены.
На планшетах в компьютерных изображениях нам неудобно показать туннель и наклонный экскалатор под землей. Поэтому мы раскрыли эту проблему мини-канатной дорогой.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Другие конкурсные проекты: